суббота, 17 ноября 2012 г.

MacOS vs Ubuntu

Так получилось, что многие последние годы я работал на Ubuntu - наверное с версии 8.04 - ну или типа того. Просто для моих задач (а это была и в основном остается - разработка на Java) -  в  Ubuntu есть все что мне надо - и все это работает очень удобно. А надо мне не так и много: браузер, java, Eclipse  - все это есть  любой системе - а потому на передний план выходят критерии "второго" плана.
За что я люблю Ubuntu - ну и Unix  в целом (например сравнивая с виндой):

  • Безопасность. Ну хоть убейте - но в безопасность Windows я не верю.
  • Централизованное управление пакетами. Когда приходится иметь дело с Windows -  я всегда офигивал - что за любым софтом надо лезть в инет, искать, скачивать, запускать инсталяторы, каждый из которых выглядит по своему и задает свои вопросы... - после просто apt-get install .... 
  • Удобная командная строка.
Но - мой ThinkPad T400 поддерживал только 4 гига памяти, для разработки под Liferay этого маловато. А тут клиент предложил свой старенький MacBook Pro, который хоть и старенький - но позволял поставить 8 гигов, и так я переполз на MacOS.

А где же WOW?

Скажу сразу - никакого WOW эффекта при переходе на макось о котором говорят все маководы я не испытал. Возможно потому что сама машинка не самой первой свежести, возможно.... потому что я понял откуда разработчики Ubuntu (вернее софта который в ней используется) черпают вдохновение - уж очень многие вещи показались мне знакомыми :)

Сравнение железа и производительности

Оно бесполезно. Слишком они разные по сути. Lenovo ThinkPad T400 - это по сути дела старый добрый надежный IBM, тот самый ThinkPad который мне не понравился за топорный дизайн когда он мне достался в первый раз (году в 2003-ем) и в который я влюбился после своего ThinkPad X60. Эта машина заслуженно получает приз "король антигламура" - хотя бы за матовую матрицу - чем нас так редко радуют производители.

MacBookPro - полная противоположность. Описывать не буду - все знают и видели.

По производительности сравнивать глупо - хоть проц примерно одинаковый и там и там, на MBP я поставил 8 гигов памяти и SSD винт - так что он у меня "полетел". Но по ощущениям - скорость работы и там и там должна быть одинаковой.

Поддержка железа

Одно из разочарований в MacOS было в неоправданных надеждах на лучшую поддержку железа. Фотопринтер Canon Selphy как не работал в Ubuntu, так и не заработал в MacOS - оказалось что драйвера для него есть только для старых версий - а для новых не обновили (хотя может сейчас уже вышли - надо проверить). Мой старый МФУ который работал на ура в Ubuntu - MacOS  yне аспознала в нем сканер... Так что по факту - в моем случае   Ubuntu оказалась даже лучше.

Установка

И там и там простая. Тут паритет.

Чем лучше Ubuntu

Ну понятно - MacOS  по умолчанию самая крутая и самая удобная ось в мире - это не обсуждается :) Потому будем смотреть, чем же именно мне убунту показалась лучше:

Файловый manager

Блин - ну почему так сложно сделать табы? Это же очевидно удобней чем плодить кучу окон! Нет - то что в Ubuntu у меня есть по умолчанию - в MacOS  мне надо покупать за деньги.
Говорят можно настроить какие-то скрипты что бы в  MacOS  можно было сделать на папке "Open in Terminal" -  я пока не осилил. В Ubuntu у меня это есть - и это одна из ключевых фич.

Manager архивов

Может я не нашел - но в MacOS  максимум что вы можете сделать кликнув на архиве - это распаковать его. В  Ubuntu по умолчанию я могу зайти в архив и при желании отредактировать любой файл (либо скопировать его куда мне надо). Очень удобно - почему этого нет в MacOS - непонятно.

Поддержка кодеков

В Ubuntu -  я просто говорю что согласен использовать проприетарный софт и подключить дополнительный репозиторий (система делает это сама) - и видеопроигрователь сам все скачает и поставит. Проблем с тем что что-то не проигрывается я не встречал. В MacOS я убил вечер лазая по инету и скачивая-устанавливая с различных источников разные кодеки - нафига мне это надо? В итоге закончилось тем что пришлось ставить вообще сторонний видео-проигрователь (MPlayer) - а родной в системе сделать нормальным видимо не под силу.

Установка дополнительного софта

Да, в MacOS появился  AppStore -  но там еще далеко не весь софт - ту же MySQL  вы там не найдете.
В Ubuntu  все (практически все) можно действительно поставить из Software Center.
При этом под Убунту куча всего бесплатного. Под MacOS он весь стоит денег. Тут примерно как Android vs iOS. Хотя - какой-нибудь специализированный софт больше шансов найти на MacOS

Работа с клавиатурой

Unity заточен на удобное управление с клавиатурой. У меня руки чаще на клаве чем на мышке - тачпаде - лично мне управление с клавы удобней.

Preview

 Стандартное приложение для просмотра файлов-картинок (будь то PDF  или jpeg) тупо не умеет переходить к следующей-предыдущей картинке. То есть - в macOS нельзя (по умолчанию - опять таки может где то есть программа которая так умеет) кликнуть на картинку в папке - а потом по стрелке вправо перейти к следующей. Либо у меня руки кривые

А что же  MacOS?

Ну, почитав мой отчет все подумают что в MacOS   все плохо - конечно это не так. Важные для меня плюсы:
В конце концов это Unix - можно уйти в командную строку и сделать то что тебе надо. Мне иногда так проще.

Skype & MS Office

В MacOS есть нормальный клиент Skype а не тот огрызок что доступен для  Linux ( 4.1 еще не пробовал). И есть полноценный  MS Office
И вот эти два свойства являются определяющими-  так получается что я все больше и больше отхожу от разработки. Для меня рабочими инструментами становится не Eclipse -  а  skype  и офис. 
В скайпе я могу шарить экран на нескольких пользователей ( у меня корпоративный аккаунт) - в Linux я этого не могу делать. Да - есть тот же Google Talk -  но я же не могу заставить клиентов его ставить - а скайп есть у всех.
Да, есть LibreOffice - если не брать в расчет  Impress - вполне себе приличный инструмент. Но клиенты присылают мне договора и ТЗ на согласование по прежнему в docx, и на сложных документах LibreOffice лажает. Банально едет нумерация разделов - что делает невозможным полноценное обсуждение "в пункте x.x договора вы указали..."

Да, можно запустить винду под VirtuakBox  и там офис - но это уже изврат. Про Wine я молчу.

Итог

Если бы моей основной работой по прежнему была разработка - я бы использовал Ubuntu. Однозначно. 
Но мне нужен скайп и офис - и потому боюсь моим следующим ноутом будет все-равно mac (как это ни странно).


3 комментария:

Oleg Rybak комментирует...

Сижу на маке 3.5 года (хотя первый раз попробовал 10 лет назад)
МакОсь - по сути дела допиленная BSD. А следовательно есть стандартный способ установки софта - порты. Для мака его аналог - MacPorts. Там будет и mc, и vim, и mysql и всё остальное. Чтобы оно запахало, надо поставить xcode + command line tools (там gcc и библиотеки, ставятся вместе из app store) [http://www.macports.org/]
Файловый менеджер под finder - глянь на muCommander. [http://www.mucommander.com/]
Кодеки - perian или vlc (perian собственно кодеки для quickTime). [http://perian.org/]
Чтобы preview листал - надо открыть одновременно много файлов (он откроет 1, остальные - в очередь поставит)

Unknown комментирует...

Олег, понятно что все можно. И mysql я поставил, и табы в браузере получил (купив path Finder), и смотреть потребление диска в виде кругойо диаграммы можно (в ubuntu входит в стандартные утилиты, тут пришлось покупать), и кодеки поставил и настроил.
Только получается что то что я имею в ubuntu ил коробки (имеется в виду стандартные средства работы с системой - работа с файлами, просмотр фото, видео), так и специализированые девелоперские вещи) в MacOS надо допиливать, доставлять, искать в инете и пр.
Ну и в чем прикол?

В по поводу превью - если у тебя толпа фоток - чем выделять все и вызывать превью все-таки удобней кликнуть на одной (с той которая понравилась) и дальше листать вперед-назад

И ведь все эти вещи (табы, переход на следующий-предыдущий, да банально возможность работать с архивом как с обычной папкой) - они же очень удобны и не так сложно делаются - но вместо в MacOS от версии к версии появляются какие-то новые, совершенно непонятные фичи

Но тут даже важно (для меня) не то кто лучше кто хуже. Важно что бесплатная open-source система сравнима с наиболее крутой проприетарной. Значит - можно сделать - если сильно постараться (даже потырив какие-то идеи :) )

Unknown комментирует...

Маком не владею, но часто с ним имею дело. Практически со всем согласен.
Всё конечно дело привычки, но отсутвие классической раскладки клавы, Ctrl, Alt (о да, как мне сложно без кипада) и в следствии этого комбинации клавиш меня ставят с тупик - зачем?

В отношения медиа и кодеков соглашусь с Олегом, лучше vlc ничего не видел. Портирован под все ПК ОС. MPlayer по сравнению с ним отдыхает.

MS Office 2003 под wine завелся за один вечер с третьей попытки. Проблем не наблюдаю. Более свежей версии правда не пробовал, но я бы не стал так скептически про wine :)

Skype 4.1 всё-таки надо попробовать.

Для меня очень большие значение имеет привычный юзер-интерфейс. Когда я сажусь за мак, где использование мышотачпадной идеологии преобладает - меня минут через 5 начинает трясти - особенно если мыши нет. Справедливости ради, еще раз отмечу - всё дело привычки :)

И всё таки мак более ориентирован на рядового пользователя.О Linux такое ну ооочень натянуто можно сказать. Даже если это убунту.

Сравнимы? Да. Но только в наших глазах. Для покупателя пришедшего в магаз за готовым компом/ноутом - никак нет.